Ветеринария в древнем востоке

Ветеринария в древнем востоке

В Месопотамии разводили молочный и мясной скот. Коротконогих и длинноногих быков держали на подножном корме, подкармливая зерном. Рабочим скотом пользовались при орошении почвы, пахоте, молотьбе и перевозке грузов. Для нужд транспорта использовали ослов, иногда впрягали в плуг длинноногих антилоп. Широко был распространен мелкий рогатый скот -курдючные и тонкошерстные овцы.

Во втором тыс. до н.э. началось возвышение Вавилонского государства, где накопились к этому периоду основательные знания по ветеринарии. Вавилонским ветеринарам были известны болезни, по описаниям которых можно предположить, что это были сибирская язва, чума крупного рогатого скота, бешенство. Было известно, что отдельные болезни передаются от одного животного другому. Предпринимались первые попытки объективного изучения болезней и реальной борьбы с ними. Тексты описаний болезней содержат сведения о симптомах и методах лечения, для которого использовали различные, порой очень сложные лекарства.

В целях борьбы с заразными болезнями больных животных изолировали, животноводческие постройки сжигали, бешенных животных держали на цепи, потом убивали. Закрывали границы государств во время эпизоотии, знали связь эпизоотии и эпидемий. Вавилонские врачи умели готовить отвары из растений, делали мази для наружного применения. Им были известны компрессы, массажи, промывание, кровопускание. Были разработаны способы приготовления лекарств: растворение, кипячение и фильтрация. Для лечения животных широко использовали воду и масла. На широкое применение их указывает то, что слово врач, в том числе и ветеринарный , в буквальном переводе означает «знающий воду» и «знающий масло». Некоторые знания по анатомии животных были связаны с жертвоприношениями. Рассечения жертвенных животных давали некоторые анатомические познания и для постановки диагноза выделяли лишь сердце, желудок, легкие и печень.

В жреческой ассиро-вавилонской культуре было широко распространенно представление, что жизнь и здоровье зависит от духов, а направляется в своем течении влиянием небесных светил. Широко были распространенны амулеты, талисманы, дощечки с молитвами, идолы добрых духов, которые должны были отпугивать злого демона. Большую роль играло гадание по внутренностям животных, главным образом овец. До нашего времени дошли глиняные и бронзовые модели печени, разделенные чертами на части. На каждой имелся текст, служащий руководством к предсказанию по состоянию данной части печени. По таким моделям печени обучались будущие жрецы-врачи в принадлежащих государству школах. Наряду с мистическими представлениями и магическими действиями врачи Вавилона и Ассирии признавали реалистические причины возникновения болезни и применяли в своей практике средства народной ветеринарии. Наряду с профессиональной ветеринарией в Вавилоне и Ассирии лечением животных занимались знахари, используя средства различные заговоры и средства народной ветеринарии. Они оказывали помощь малоимущему населению, которым услуги врачей были недоступны.

Ассиро-Вавилонские методы лечения были тесно связаны с астрологией, при прогнозе большое значение придавалось положению светил и специальному астрологическому календарю. С расположением светил связывалось возникновение и ход эпидемий и эпизоотии, часто поражавшие страны Древнего Востока. Ассиро-Вавилонская астрология перешла затем в обиход других народов и в последующие эпохи занимала большое место. Покровителями медицины и ветеринарии считался «владыка врача» бог Нинаву и его сын бог Нингишзида, символ, которого- змея, обвивающая жезл, частично сохранился в качестве эмблемы ветеринарии наших дней. Этот символ древнего происхождения и восходит к первобытному тотемизму (культу животных), где змея и ворон у многих народов являлись символами мудрости (Посох и змея вокруг него у Асклепия — бога врачебного искусства древних греков).

Важнейшим памятником Вавилонской истории и культуры является кодекс законов Хамурапии. Этот наиболее древний документ 18 в. до н.э., в котором упоминается о ветеринарных специалистах. В кодексе систематизированы и обобщены многочисленные еще более древние законы, регулирующие все стороны жизни. Ряд статей посвящен условиям деятельности врача и его судебной ответственности в разных случаях. В статье 224 этого свода сказано, что владелец животного, у которого врач пользовал быка или осла с тяжелым ранением должен уплатить этому врачу 16 часть серебренного шекеля. Статья 225 возлагает на врача обязанность в случае смерти, подвергнутого лечению, животного возместить 14 часть стоимости животного. В кодексе Хамурапии ветеринарные врачи упоминаются уже отдельно от медицинских врачей.

В знаменитой библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала (668-631 до н.э.) сохранились тексты по ветеринарии. В них рассказывается о приемах лечения животных, лекарствах и отдельных болезнях.

Развитие ветеринарии в Древнем Египте

Приемы врачевания зародились в Египте за 4000 лет до нашей эры. Профессиональная ветеринария, которая вышла из недр народной ветеринарии обогатилась новыми представлениями о причинах болезней и мерах борьбы с ними и приняла облик жреческой или храмовой ветеринарии. Создание письменности обусловило появление специальных текстов по ветеринарии, которые составляли жрецы. Из сохранившихся папирусов самым старым является Кахунский (1850г до н.э.). который в 1889г. перевел советский ученый В.В.Струве. Папирус, посвященный женским болезням- содержит так же трактат о парше птиц, бешенстве животных, чуме крупного рогатого скота и заболевании «шац», значение которого не расшифровано. За 1550 лет до н.э. были составлены два самых обширных по размеру папируса: папирус Смита, посвященный хирургии, и папирус Эберса, посвященный заболеваниям по частям тела. Содержание папирусов является итогом многочисленных наблюдений, сводкой более древних материалов, копией и переделкой ранее существовавших текстов, не сохранившихся до нашего времени. Самые древние папирусы главное внимание уделяли эмпирическим правилам лечения, указанию лекарств и почти не содержат религиозных мотивов. С течением времени «медицина в Египте все более погружается в колдовство и мистику», тексты папирусов пропитаны религиозными текстами и содержат много молитв и магических процедур. В остатках лечебника, который относят к Среднему царству (3-1,6 тыс, до н.э.) содержится около 300 названий птиц, животных, растений и сокращенное обозначение многих видов скота, а лечебники, которые относят к Новому царству (16 -12 вв до н.э.) содержат в основном религиозные тексты. Один из них, достигающий в длину 20 м кроме молитв и магических процедур содержит описание кровообращения у некоторых видов животных, описание способов лечения ран у домашних животных и людей.

По мере развития и укрепления рабовладельческого строя , и в связи с ним религии, усиливаются элементы храмовой, жреческой ветеринарии. Однако, продолжает существовать и развиваться народная ветеринария, обогащающаяся опытом народа и наблюдениями народных лекарей.

Способы и приемы лечения народной ветеринарии передавались из поколения в поколение, от отца к сыну , дополнялись лечебными приемами и секретами приготовления лекарств. Кроме того, специальную подготовку по лечению животных получали юноши из вольноотпущенных и рабов в храмах Гелиополя, Саиса, Мемфиса и Фив. В 3 тыс.до н.э. в Египте существовало специальное учебное заведение «Дом жизни», где наряду с другими науками преподавалась ветеринария.

Читайте также:  Фазан вес тушки

Египтяне достигли значительных успехов во врачевании животных. В стране существовали специалисты по лечению животных различных пород и видов. Египетские врачи знали рвотные, слабительные, мочегонные, потогонные средства. Применяли кровопускание и имели определенные знания в области хирургии. Умели перевязывать и лечить раны, останавливать кровотечение. Археологи обнаружили большое количество хирургических инструментов относящихся к рабовладельческому периоду (ланцеты, пинцеты, ножницы и т.д.). Согласно верованиям египтян, душа человека продолжает существовать и после его смерти, однако лишь при условии сохранения тела, в которое она могла бы вселиться. В целях предохранения трупов от разложения применялось бальзамирование, это способствовало приобретению знаний в области анатомии. Бальзамировали не только людей (в основном жрецов и фараонов), но и обожествленных животных. В Египте был культ быка и кошки, за нанесение вреда которым законодательством предусматривалось самое жестокое наказание. В Древнем Египте употреблялись ряд анатомических терминов, что свидетельствует о знании некоторых органов, в том числе мозга, печени, сердца, сосудов. Однако знания по анатомии и физиологии были незначительные.

С VII в. в странах Ближнего и Среднего Востока возникла и развилась богатая и разносторонняя культура народов Востока, именуемая арабской. Арабский мир – государство, включающее Египет, Северную Африку и почти весь Пиренейский полуостров (Иран, Армения, Грузия). Арабы господствовали здесь до XII – XIII вв. Они переняли культуру захваченных стран. Были переведены на свой язык уцелевшие после сожжения греческой александрийской библиотеки сочинения врачей Древней Греции и Рима. В странах арабских халифатов – рукописная книга впервые распространяет знания, так как писчим материалом была бумага, изготовленная в VII в. в Самарканде по китайскому способу.

«Гипиатрика» — служила руководством для лечения животных, во многих странах в средние века, переведена на итальянский, испанский, французский языки и издавалась в странах Европы в XVI веке.

Торговля, мореплаватели, военные походы обогащали культуру, науку. Арабский язык, как и латинский, в Западной Европе объединял народы Востока.

Врачи арабских халифатов сыграли большую роль в сохранении наследия древнего мира и развивали ветеринарию: усовершенствовали приготовление лекарств, развивали прогресс в химии. Они первые в мире ввели в употребление перегонный куб, водяную баню, дистилляцию и фильтрование в приготовлении лекарств.

Коран запрещал вскрытие трупов, в связи с чем в анатомии собственного развития не было. Арабская литература в области анатомии и физиологии была переводной, в основном из сочинений Гиппократа и Галена.

Одним из числа Арабских ученых с раннего Средневековья был Аль Фараби. Его труд «Канон медицины» и еще 160 научных работ внесли большой вклад в развитие медицины и философии и оказали влияние на мировоззрение Ибн-Сина и других ученых. В IX – X в. было 40 библиотек, 10 высших школ, тогда как в Западной Европе – 2 университета и больницы (Франция, Италия). Впервые появились аптеки, что связано с развитием химии. Изучалось действие лекарственных препаратов на животных. Известно о специализации врачей.

Развитие средневековой науки проявилось в творчестве Ибн – Сины (Авицена) в первом в. н.э.). Мировую славу доставило Ибн – Сину его сочинение «Канон врачебной науки», «Канон врачебных знаний». Здесь обобщен опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей. Этот труд был переведен с арабского на латинский язык и разошелся по странам Европы, с появлением книгопечатания был напечатан более 30 раз.

«Канон врачебной науки» содержит сведения по анатомии, причинах и проявлениях болезней (инфекционных, паразитарных и незаразных людей и животных) учение о лихорадке, сведения по хирургии и описание лекарств, ядов и противоядий.

Особый след оставил этот труд в лекарствоведении. Ибн-Сина использовал не только все известные сведения о лекарствах из трудов других врачей, но и дополнил своим опытом, включая средства народной медицины Индии, Китая и новые химические средства, появляющиеся на Востоке.

Раздел 2. История ветеринарии в России.

2.1. Народная ветеринария в Древней Руси (IX – XIV вв.) и русском централизованном государстве в (XV – XVII вв.)

Народная ветеринария в древнерусском государстве и княжествах (IX – XIV вв.)

Славянские народы начали складываться в VI – IX вв. н.э. в виде «Племенного княжения» — полуфеодальных образований (Киев, Смоленск, Псков, Чернигов), воевавших между собой. Затем они укрупнялись, объединялись. Никаких сведений о развитии ветеринарии до новой эры в Древней Руси не имеется. На основании археологических раскопок подтверждено наличие в середине I века н.э. развитого скотоводства у скифов, славянских племен. Найдено значительное количество костей домашних животных, причем кости лошадей всегда обнаруживали среди пищевых отходов, что связывают с широким применением конины в пищу. Позже коня стали использовать в качестве тягловой силы, вместо крупного рогатого скота и потребление конины прекратилось.

Скифы умели оказывать первую помощь при родах, некоторых незаразных болезнях, знали лечебные травы. Известно, что некоторые способы скифов профилактики и лечения в коневодстве широко использовали древне — греческие коневоды.

На основании археологических находок (ветеринарные металлические и деревянные инструменты, приспособления для фиксации животных) можно утверждать, что на Руси уже в VII в. н.э. были народные целители.

Покровителем стад у древних славян был языческий бог Велес. К нему обращались с молитвами и жертвоприношениями во время эпизоотий. Но в 980 году н.э. при князе Владимире было принято крестьянство и покровителем, защитником скотоводства стал христианский святой Георгий, изображенный на иконах в виде всадника на коне, поражающего копьем змею. Введение христианства в IX веке при князе Владимире способствовало развитию экономической торговли и культурных связей Киевской Руси с Византией. Уже в X веке распространили переписку книг, грамот на бересте в княжеских библиотеках, школах при монастырях.

Эпоха IX – XIV столетий в России, характеризуется объединением восточных славянских племен в феодальные государства и княжества: в начале образовалось древнерусское государство – Киевская Русь – в IX веке, затем Великий Новгород – XII век; Московское княжество в XIII веке и другие мелкие. Феодальный строй в Киевской Руси развивался, минуя рабовладельческий.

Развивается торговля, ремесла, города. Христианская церковь способствовала укреплению власти князей, но и прививала грамотность, особенно в Киевской Руси при царствовании Ярослава Мудрого. В начале XI века н.э. источником богатства у славян является скот и земля. Скотоводство у славян в IX – XII вв. развивается на высоком уровне, особенно коневодство. Есть сведения о специализации скота по его использованию, о стоимости сельскохозяйственных животных разных видов, о их продуктах, сырье и торговле ими на городских рынках – торжках.

Читайте также:  Диммер не выключает свет до конца

Известно о заготовке сена для кормления скота в зимний период и содержании его в хлеву; в остальное время скот находился на подножном корме.

Для получения шерсти и шкур разводили овец. В раскопках древних городищ находили ножницы для стрижки овец.

В Древней Руси ввели поборы скотом, кроме того, лошадей забирали для комплектации дружин, которые воевали в X-XI в. и даже были походы на Византию.

Первые упоминания о болезни животных найдены в Никоновской летописи в 979 году. В 1042 году – эпизоотия свирепствовала в коннице князя Владимира Святославовича, затем эпидемии и эпизоотии в Новгороде «Множество трупов, разлагающих, зловоние, передвижение невозможно».

В 1284 г. описана панзоотия, т.е. болезни охватили и соседние страны – Польшу, Литву и др. («вымирали люди и животные»). Эпидемии и эпизоотии возникали внутри страны или были занесены из зарубежных стран или городов. Описаны «моры» чаще в годы не урожаев, голода, бескормицы или войн.

В IX – XII вв. лечением занимались «коневые лекари» (коновалы, волхвы, знахари). Волхвов – в древних рукописях описывают как кудесников или зелейников, они изготовляли зелье из лекарственных трав. Но главное, они умели читать, писать и лечили не только животных, но и людей.

В этот период на Руси была создана рукописная отечественная и переводная литература, в которой были сведения по анатомии, физиологии, фармакологии. Первым переводным изданием был трактат «Физиолог» — в IX в. – о зверях и птицах жаркого климата Греции с дополненными сведениями о животных холодного и умеренного климата России.

С IX в. на Руси из всех отраслей медицины раньше всех были распространены знания по гигиене человека и зоогигиене животных.

Древние скифы, сарматы применяли способы консервирования мяса и рыбы – вялением, копчением, солением, замораживанием.

Первое сообщение в русской медицинской литературе – статья в «Избраннике Святослава» 1073 г., содержащая медико-гигиенические сведения. С этого времени в русских летописях встречаются ветеринарные термины: «недуг», «хворь», «мор». В эти века русскому народу были известны некоторые инфекционные болезни (сибирская язва, бешенство) и способы передачи их от животных человеку; паразиты домашних животных (блохи, клещи, гельминты).

С XIII по XIV вв. – период нашествия татар, характеризующийся упадком культуры и науки; возникновением страшных эпизоотий повальных болезней, моровой язвы и др., совпадающими с крупными эпидемиями. Летописи сообщают «Мор на люди и на кони был велик» в Твери, Новгороде; болезни заносились из–за границы. Местности, пораженные такими заболеваниями назывались «заморенные», «поветренные».

Анализ материалов летописей XI – XIV вв. показывает, что русскому народу была известна заразительность, некоторые способы передачи инфекционных болезней от животных человеку (бешенство, сибирская язва). Например, в летописи Новгорода о смерти монаха, погибшего от укуса собаки: «свой Яго пес уяде и от того он умре».

Был известен вред паразитических насекомых и животных змей, скорпионов (гадове, гнус) и их рекомендовали «уморити», «изгнати» со дворов, домов разными народными средствами.

Народная ветеринария в русском централизованном государстве (XV – XVII вв.)

Влияние централизованной государственной системы на развитие ветеринарии.

Эпоха XV века в истории России чрезвычайно значима, так как с середины века под руководством московского великого князя всея Руси Ивана III происходит объединение русских княжеств в единое централизованное государство. Постепенно ликвидируется феодальная раздробленность и в 1480 г. – русское государство свергает монголо-татарское иго и становится свободным и независимым.

Дальнейшую политику объединения и создания мощного русского государства продолжает Иван IV (Грозный).

В XV в. появляются элементы технического прогресса: печатный, ткацкий станок, компас, а в животноводстве – специальные постройки для скота, совершенствуется кормление. Увеличивается продажа продуктов животноводства и скота на рынках. Животные сосредоточены больше всего при монастырях, в царских конюшнях, начинается вывоз скота и продуктов за границу. Возникает специализация скота для его рационального использования: продуктивного, рабочего – для извоза.

В этот период ветеринарной деятельностью занимались коновалы, коневые лекари, они занимали видное место в общественной сфере. Это были талантливые самоучки, использующие знания и опыт, по наследству. Специальных школ по подготовке коновалов не было.

Первым русским сводом законов, излагавшим юридические права русского государства является «Соборное уложение» при царе Алексее Михайловиче Романове, утвержденное Земским Собором в 1649 г.

В нем утверждена система земледелия и укреплена централизованная государственная, самодержавная власть и права на землю, скот бояр и духовенства, но закрепостило крестьян за хозяином (крепостные). Это крепостное уложение действовало в стране около 200 лет.

Согласно этим законам составлялись различные указы и грамоты, в том числе и по борьбе с эпидемиями, эпизоотиями.

Особое значение в России придавали развитию коневодства, так как в сельском хозяйстве, в строительстве и в русской армии лошадь – основная тягловая сила. Так, первая «государева» конюшня в России открыта под Москвой с. Хорошево во второй половине XV в. при князе Иване III. Это и было началом коннозаводства в России.

В начале XVII в. уже было 13 государственных «кобылячих» конюшен, а к концу его – 16 конных заводов. При царском дворе было организовано Конюшенное ведомство – «приказ», управляющее царским придворным хозяйством. Позднее это ведомство заботилось потребностями русской армии лошадьми разных пород (верховые, обозные, артиллеристские), осуществляло разведение, содержание и охрану их здоровья. Руководителем конюшенного приказа был назначен авторитетный боярин Б.Годунов.

В государственных конюшнях были созданы специальные лечебные конюшенные изоляторы, а при них «конюшенные аптеки». Ветеринарную деятельность осуществляют конские мастера. Они диагностируют болезни лошадей и их лечат, проводят кастрацию, мероприятия по предупреждению эпизоотий. Они умели определять и лечить болезни холки, конечностей, проводили кровопускания, прижигания. Ветеринарные инструменты изготавливают русские слесари, кузнецы.

Если в аптеке «Конюшенного приказа» не было нужного лекарства, его выписывали по особым «памяткам» — заявкам из «Аптекарского приказа».

На больных лошадей составляли «сказки» — описание болезни, прообраз современной истории болезни.

У вольнопрактикующих коновалов атрибутом профессии была кожаная сумка с особым медным знаком изображения «всадника на коне», в сумке — ножи, молоток для выбивания «волчьих зубов», клещи, лекарства.

Были среди коновалов и грамотные, они не только читали, писали, но являлись авторами рукописных «конских» и «скотских» лечебников. Крепостной князя Юрия Долгорукова – Верещагин в 1723 г написал «конский лечебник» на 154 листах.

Читайте также:  Сколопендра и сороконожка разница

Для перевода иноземных рукописей был организован Посольский приказ, где работали переводчики – «толмачи». Поэтому в XVII в. в обращении было значительное число рукописей по медицине, ветеринарии. Сохранились до настоящего времени – 7 «травников», 50 «лечебников». «Травники» — произведения русской народной медицины. Все это способствовало систематизации и распространению ветеринарных знаний.

Мероприятия по борьбе с эпизоотиями.

Опустошительные «моры» в России, как и в других странах Европы в этот период причиняли огромный экономический ущерб от острых инфекций (сибирская язва, чума КРС, оспа овец и др.). «Число знать было невозможно» — сообщают в летописях.

Поэтому, начиная с XVI в при царе Борисе Годунове в целях охраны государственных границ от заноса из зарубежных стран, правительство принимает меры: установить пограничные заставы и кордоны, где проводят медицинский осмотр людей и ветеринарный осмотр скота.

К числу первых правительственных указов относится указ по борьбе с сибирской язвой (1640 г.) – «О предосторожности от скотского падежа и предохранения людей от болезни». В нем запрещалось бросать трупы на улицы или за городом, продавать и покупать больных животных и убивать их на мясо.

В XVII в. карантинные мероприятия проводились почти повсеместно, в том числе «сорокодневий» — 40 дней карантина. Люди уже знали, что мясо больных и шкуры, снятые с павших животных, могут быть фактором передачи заразы и причиной заражения и смерти человека и животного. В 1631 г. был издан указ, запрещающий снимать кожу с трупов павших животных и продавать их.

При перегоне больших гуртов (стада) скота из одной местности в другую внутри страны – выдавали специальные «Государевы грамоты».

В России с 1660 по 1700 гг. было издано 43 указа по ветеринарии.

На базе Российского свода законов «Соборное уложение» издавались указы не только по карантинированию при эпизоотиях, но и по закапыванию или уничтожению трупов, отходов в городах, соблюдению общесанитарных мероприятий; предписывались правила по торговле мясом, заготовке скота и «провианта» для армии, а также строгие наказания в случаях их нарушения.

Зоогигиена и ветеринарная санитария.

В XV-XVII вв. в русском государстве зоогигиене и санитарии уделяли особое внимание. Животноводческие помещения в княжеских, боярских домах строили в отдельности от жилых зданий на сухой хорошей почве.

Описаны указания по кормлению, уходу за животными, особенно лошадьми и соблюдению санитарных условий содержания.

В XVI в. популярной была рукопись «Домострой», составленная по распоряжению царя Ивана IV. В части «О домовом строении» особый раздел отводится зоогигиене, санитарии в животноводстве. Например, о санитарной обработке вымени перед дойкой и пищевой посуды; о консервировании мяса, сала; условиях хранении молока, рыбы. Особое внимание уделяется отделению испорченных продуктов от доброкачественных, применению термической обработки продуктов.

В указе 1640 г. имеются некоторые зачатки рациональных мероприятий по соблюдению карантина, гигиены и ветеринарной санитарии в убойном и мясном деле.

Так, в сборнике правительственных законов в середине XVI в. «Стоглавый собор» запрещалось использовать в пищу кровяную колбасу, как скоропортящийся продукт.

В указе царя Михаила Романова предлагалось на рынках для продажи отводить отдельные места для хранения продукта.

В указе «О чистоте Москвы» — предложено перенесение боен за черту города, о чистоте, уборке вокруг мясных лавок на рынках.

В 1683 г. издан указ «О неторговании рыбой и мясом в шалашах и на скамьях», где предписывалось торговать в мясных рядах и лавках. В 1691 г. в указе о порядке торговли мясом, указывалось торговцам подвергать солению свежее мясо, оставшееся от продажи, причем об этом необходимо сделать запись в книге.

В ряде указов правительство предпринимало меры по наведению санитарного порядка в Москве и других городах.

За соблюдением порядка на рынках, в городах следили приставы.

К нарушителям санитарного порядка применяли строгие меры: битье кнутом, да и с них же штрафы.

| следующая лекция ==>
Византия | Реформы Петра I в развитии животноводства, ветеринарии и профессионального обучения

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 2307 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Фрагмент выполненной работы: ВВЕДЕНИЕ Ветеринария – ветеринарная медицина (от лат. veterinaris – ухаживающий за скотом, лечащий скот) – область научных знаний и практической деятельности, направленных на борьбу с болезнями животных, охрану людей от зооантропонозов (инфекций общих для животных и человека), выпуск доброкачествен ной в санитарном отношении продукции и решение ветеринарно-санитарных проблем защиты окружающей среды. В Древнем Востоке раньше других стран совершился переход от первобытно-общинного строя к 15 рабовладельческому и их народы оставили наиболее древние исторические памятники. (работа была выполнена специалистами author24.ru) Культура стран Древнего Востока оказала большое влияние на развитие Европейских стран. За несколько тысячелетий до нашей эры у народов Древнего Востока возникли первые ростки материального миропонимания и зачатки научных знаний о природе, они развивались, накапливались сведения о природе. Функции врачевания, присущие ранее многим членам общины, постепенно сосредотачивались в руках жрецов и они становятся хранителями знаний о природе, а с появлением письменности ими записан народный опыт лечения. Известно, что ведущее положение в развитии науки переходило от одной страны к другой: от Китая, Индии, Вавилонии, Персии к Египту, Древней Греции и Риму. Ветеринарная помощь с элементами врачевания животных появилась в период их одомашнивания. Древнейшие сведения относятся к 4 в. до н.э. (Египет, Индия). Осуществлением ветеринарной помощи занимались пастухи, жрецы и скотоводы. В древней Греции животных лечили гиппиатры (от hippos – лошадь и iatros – врач), а иногда и медики. Ветеринария развивалась в Греции, Риме, арабских и других странах. Болезни животных описаны в трудах римских ученых, таких, как Катон Старший, Варрон и Колумелла, в трудах которого впервые были упомянуты термины «ветеринарная помощь», «ветеринар», «ветеринарная медицина». Исторический анализ развития ветеринарии показывает, что и наука и практическая деятельность развивались в тесной связи и зависимости от развития всей цивилизации и формирования знаний в области естественных наук. Так, практическая ветеринарная деятельность человека упоминается в различных источниках на протяжении 4,5 тыс. лет. Развитие науки и применение современных технологий в области животноводства в конкретных условиях, значительно расширило область деятельности ветеринарных специалистов [4]. Цель данной работы – всесторонне охарактеризовать ветеринарных знания Древнего Востока. Цель работы достигается благодаря выполнению следующих задач: оценить развитие ветеринарной медицины в таких странах как Китай, Персия, Мессопотамия, Индия, Египе

Ссылка на основную публикацию
Бультерьер против ротвейлера
Коллаж © LIFE. Фото © Shutterstock Премьер-министр Дмитрий Медведев наконец утвердил список из двенадцати потенциально опасных пород собак. Туда не...
Биологическое значение приспособленности крота
Биологическое значение крота: Кроты ведут постоянно подземный роющий образ жизни.Несмотря на небольшие размеры, шкурки кротов используются как пушное сырье, и...
Британская кошка вес и размер
30.10.2018 Характеристика британских котов — рост, вес, размер Вес британских кошек 1. Нашему британцу 2 года, вес 6 кг, а...
Бывают ли птицы без перьев
ноги страуса можно есть или нет, а из за чего зайцы попали под запрет? Пищевые запреты издревле существовали у многих...
Adblock detector