Юный орнитолог

Юный орнитолог

Анна Рябова
Конспект НОД «Юные орнитологи»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

• Уточнить, расширить, конкретизировать и систематизировать представления детей о характерных признаках, особенностях птиц. Познакомить с интересными фактами из жизни птиц, показать их уникальность. Устанавливать логические связи, анализировать, делать выводы (познавательное развитие);

• Обогатить и активизировать словарный запас словами: птицы, пернатые, орнитология, орнитолог, перо, оперение, не продуваемое, не проницаемое, не промокаемое. Развивать умение составлять рассказы описательного характера с опорой на схему. Правильно строить предложения, излагая свои мысли последовательно (речевое развитие);

• Формирование навыка выражения своего мнения; умение получать необходимую информацию, используя некоторые источники, отстаивать свое мнение, вести диалог взрослыми и сверстниками (социально- коммуникативное развитие);

• Развивать способность к коллективному творчеству. Инициировать творческие проявления детей при создании поделок (кормушек) на основе готовых (бытовых) форм. Развивать воображение, чувство формы. Поощрять инициативу, сообразительность (художественно-эстетическое развитие).

Предварительная работа: беседа о птицах; наблюдения на прогулках за птицами; рассматривание картинок с изображением пернатых; Д/и «Что за птица?»; чтение рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»; Г. Скребицкого «Появились синички»: стихотворение Л. Яшина «Покормите птиц зимой»; С. Михалкова «Птичья столовая».

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых, познавательных и познавательно-исследовательских задач.

Материал и оборудование: ноутбук, экран, проектор, энциклопедия, эмблемы с изображением птиц, планшеты, карточка-схема, карточки-исследования, песочные часы, лупа, шприц, перья разных птиц.

Ход деятельности.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что пришло видеоприглашение. «Дорогие ребята! Приглашаем вас на форум орнитологов».

Ребята, а вы знаете, кто такие орнитологи?

С помощью энциклопедии воспитатель с детьми выясняет, что означает орнитология и орнитолог.

Орнитология – наука, изучающая птиц.

Орнитологи – это ученые, которые изучают жизнь и повадки птиц.

Обращает внимание на эмблемы.

— Кого вы видите на эмблемах? (Птиц)

Птицы это кто? (Птицы – это животные, которые умеют летать, у них есть клюв, детеныши появляются из яйца).

Дидактическая игра «Раздели на группы».

Дети выделяют группы птиц:

Зимующие, перелетные, пролетные.

• Травоядные, насекомоядные, всеядные, хищники.

• Летают, не летают.

• По шеи (длинная шея, короткая).

Каждому ребенку вручается эмблема. Вы теперь юные орнитологи.

Рассмотрим группу птиц: зимующие птицы, перелетные, пролетные.

Работа с планшетом.

У детей планшеты: цифры и картинки.

Дети ставят знаки:

Проверяют результаты и анализируют. Проверяют друг у друга. Кто справился, а кто сделал ошибки.

Пальчиковая гимнастика про птиц по желанию детей (Показывают дети).

Прошла осень, наступила зима.

Дидактическая игра с музыкально сопровождением «Как кричат птицы».

Звучит музыка с голосами птиц.

— Назовите, каких птиц вы узнали?

Перелетные птицы прощаются криком.

Дидактическая игра «Кто как прощается?»

Грач – заливается, свистит, щелкает.

Им отвечают зимующие птицы:

Попрощались птицы и полетели в теплые края.

Дидактическая игра «Как летят птицы?»

-Одинаково ли строятся в стаи? (Нет)

Физминутка. Дети строятся:

Утки – дети выстраиваются дугой.

Журавли – дети выстраиваются клином.

Мелкие птицы – дети встают стайкой.

Цапли, гуси – дети встают шеренгой.

-Зачем птицы летят и машут крыльями? (Чтобы не потерять высоту).

Эксперимент: дети машут руками (Дети превращаются в птиц.)

Воспитатель ставит песочные часы.

— Что мы можем пожелать птицам? (Крепитесь, держитесь)

— Легко ли работать крыльями?

Дети уточняют, что работать крыльями нелегко.

Беседа о зиме, о зимующих птицах.

Воспитатель вспоминает с детьми, какое сейчас время года.

— Что зима принесла с собой?

Признаки зимы: холод, мороз, стужа, опускается термометр ниже нуля.

Ветер: порывистый, холодный, сквозной…

Снег: мокрый, сырой.

Предлагает подумать: всем ли нравится то, чем гордится Зимушка-зима.

Говорит о том, что у зимы бывает разное настроение: то она радостная, то сварливая и даже злая.

— Как вы думаете, какими природными явлениями выражает зима свою радость?

— Какими природными явлениями зима выражает свою злость? (Метель, пурга, вьюга)

— Что такое метель? Что такое пурга?.

Что птицам страшен голод или холод?

Дети предполагают: «Я считаю голод и холод». «А я считаю холод»…Они дают свои объяснения.

— Чем покрыто тело птицы? (Перьями)

— Перья согревают птиц или нет? (Возможно, согревают). Выясним.

— Как вы думаете, перо теплое или нет? Почему?

Рассматривают перья птиц и выясняют, что перо теплое, потому что есть пух.

Дети уже знают, что пух – теплый, не продуваемый, водонепроницаемый или непромокаемый (Карточка-схема «Какой пух?»)

Работа в лаборатории.

Исследование свойств перьев в лаборатории по карточкам исследования. Проверяют, ставят знаки «+» или «-»

1. Есть ли пух? Рассматривают под лупой.

2. Перо не продуваемое? Дуют на него.

3. Перо непромокаемое? Капают воду из шприца.

Делают вывод: На всех перьях есть пух, оно не продувалось, не промокло.

Значит, страшен птицам голод, а не холод.

В копилку Знаний помещают символ открытий Перо.

Как помочь птицам зимой? Если им не помочь, они могут погибнуть.

Изготовление кормушек для птиц.

Кормушки сделаны заранее. Дети только к ним привязывают веревки.

Игра с мячом «Кого, чем угостим?»

После изготовления кормушек дети с воспитателем выходят на улицу, развешивают их и насыпают корм.

«Юные таланты» (фотоотчет) «Юные таланты» В нашей жизни особое место занимает развитие детей, их образование. Художественная деятельность является неотъемлемой частью.

Конспект НОД «Юные исследователи» Тема: «Юные исследователи». Цель. Формирование представлений о свойствах неживой природы Задачи. I. Образовательные. 1. Обобщить и систематизировать.

Конспект спортивного праздника «Юные пожарные» (старший дошкольный возраст) Ведущая: Ребята! Сегодня мы с вами поговорим об огне и пожаре. Видели вы огонь свечи? Костра? Как он выглядит) Огонь бывает ярко – красный,.

КОП «Мы — юные повара!» Приобщаться к миру готовки и создания новых блюд малыш может уже в 3-4 года. В этом возрасте дети очень любят все новое, им все интересно,.

Стихи «В цирке», «Юные орнитологи» Здравствуйте всем! Предлагаю Вашему вниманию мои стихи-впечатления. Первое стихотворение "В цирке" было написано от лица моей дочки после.

Фотоотчет «Мы юные олимпийцы» В августе прошли Олимпийские игры — крупнейшие спортивные соревнования нашего времени. Они стали настоящим праздником спорта. Один раз в.

Сценарий праздника для ДШИ «Посвящение в юные хореографы» Ведущая: Здравствуйте, уважаемые гости: мамы, папы, бабушки, дедушки, наших танцоров! Мы рады видеть вас на нашем празднике, который традиционно.

Читайте также:  Котенок без шерсти

Проект «Мы-юные крымчане» ПРОЕКТ «МЫ – ЮНЫЕ КРЫМЧАНЕ» Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством народов Крыма (продуктивная.

Юные спортсмены (фотоотчет) Двигательная активность ребенка влияет на две функции: физическое и умственное развитие. Спорт — это, в первую очередь, здоровье! Нет ничего.

Юные знатоки ПДД Цель. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения. Задачи: Уточнить представления детей о назначении дорожных знаков, светоотражающих.

Введение

Птицы — одно из самых заметных и ярких проявлений жизни на Земле. Они являются замечательным объектом для изучения, для развития наблюдательности, выносливости, воспитания эстетических чувств и т. д.

Орнитология — самая "удобная" из зоологических наук для занятий юных любителей природы. Данная программа даёт возможность подготовить поколение любителей, которые, не будучи профессиональными орнитологами, найдут себе дело для души — смогут не только путешествовать, наблюдая и определяя птиц, но также научатся проводить учёты их численности, заниматься фотоохотой, научатся проводить массовые акции, пропагандирующие защиту родной природы. А птицы будут проводниками в мир знаний и увлечений.

Приобщение учащихся к исследовательской деятельности решает несколько важных педагогических проблем:

1. Стимулирование интеллектуальной активности обучающихся;

2. Приобщение их к самостоятельной творческой деятельности;

3. Развитие творческого потенциала личности, реализация потребности в самоутверждении личности;

4. Профессиональное самоопределение, подготовка к обучению в высшем учебном заведении.

Программа дополнительного образования "Школа юного орнитолога", содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации программы дополнительного образования "Школа юного орнитолога". Целевой раздел включает:

  • пояснительную записку;
  • планируемые результаты;
  • систему оценки достижения планируемых результатов.

Содержательный раздел определяет общее содержание программы.

Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов программы. Организационный раздел включает:

  • примерный тематический план;
  • календарно-тематическое планирование учебного материала;
  • систему условий реализации программы.

I. Целевой раздел

Пояснительная записка

Целями реализации программы является создание условий для организации профильного экологического обучения, развития личности обучающихся в процессе исследовательской деятельности.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

Образовательные:

  • дать знания учащимся о видовом многообразии и биологии птиц родного края и России в целом;
  • научить определять птиц в природе по внешнему виду, голосу, полёту;
  • дать знания о циклических явлениях в природе и жизни птиц в частности, познакомить с народным календарём природы;
  • научить методам полевых зоологических исследований (составление фаунистических списков, учёты численности, кольцевание, фотографирование и регистрация наблюдений, обработка результатов, их публикация и т. д.), развить умения и навыки практической работы по изучению, привлечению, охране птиц и других животных;
  • научить методам изучения отношения людей к различным группам и видам птиц;
  • расширять и углублять знания учащихся по экологии, зоологии, краеведению и дисциплинам естественнонаучного цикла;
  • знакомить с многообразием и сложностью локальных и общих экологических проблем, причинами их возникновения и путями решения;
  • осуществлять сбор научных сведений о птицах родного края, о редких и исчезающих видах, их численности, особенностях биологии;
  • обучать школьников основам жизнедеятельности в полевых условиях, оптимальному поведению в природе, работе с приборами и техническими устройствами.

Воспитательные:

  • создать условия для развития мотивации личности к познанию, привить интерес к исследовательской работе;
  • воспитать экологическое мировоззрение, ответственность за свои поступки и развить навыки экологически грамотного поведения в природе; выработать активную жизненную позицию по отношению к экологическим проблемам; прививать экологическую этику и эстетику;
  • создать условия для общения, взаимодействия и сотрудничества в коллективе, развития культуры межличностного общения на основе гуманистических принципов; воспитывать у подростков чувства дружбы, коллективизма, ответственности, гуманности, великодушия, доброжелательности, чуткости, духа романтики, культуры общения, умения мыслить аналитически и экологически;
  • развить мотивы и интерес к самостоятельному труду и учёбе;
  • укреплять здоровье и физическую выносливость, тренировать внимательность, поисковую активность и любознательность, привить навыки самообслуживания и сознательной дисциплины.

Развивающие:

  • создать условия для развития творческого потенциала ребенка, выявления его способностей и закрепление его интереса к выбранной области знаний;
  • создать условия для реализации индивидуальных способностей учащихся;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать умения и навыки исследовательской работы в природе;
  • развивать наблюдательность и внимание;
  • развивать коммуникабельность детей;
  • вовлечь их в деятельность по решению локальных экологических проблем.

Содержание программы предназначено для учащихся 6-11 классов, увлекающихся экологией, орнитологией и биологией.

Программа рассчитана на 12 занятий (по 3 ч., всего — 36 ч.), в которых предусмотрено сочетание теории и практики.

Построение программы базируется на знаниях и умениях школьников, полученных на уроках биологии, географии, экологии, математики. Программой предусмотрены теоретические и практические виды занятий. Школьники научатся самостоятельно исследовать, наблюдать, анализировать, сравнивать, делать соответствующие выводы, а также оформлять результаты исследований в виде схем, диаграмм, таблиц.

Основные направления деятельности и планируемые результаты

Основные направления деятельности

Направления деятельности Формы работы Ожидаемый результат
Учебно-исследовательская, познавательная Лекционные, практические учебные занятия, экскурсии, работа с научной и учебной литературой. Выполнение орнитологических исследований. Ярмарка детских проектов. Примерные темы проектов: Роль птиц в природе. Птицы рядом с человеком. Птичьи причуды (поведение птиц). Охраняемые птицы родного края. Птицы в народном календаре. Птицы — предвестники погоды. Почему птицы летают? Птицы в загадках и поговорках. Вымершие птицы. Фантастические птицы. Час вечернего рассказа. Орнитологическая викторина "Знатоки птиц". Интерактивная игра "Что? Где? Когда?" по теме "Птицы" Усвоение теоретических и практических экологических знаний и навыков учащимися. Формирование убеждения необходимости беречь и охранять природу. Развитие и расширение кругозора учащихся
Природоохранная Распространение листовок и создание буклетов по сохранению редких видов птиц местной фауны Использование работ детей в рекламных и природоохранных мероприятиях
Просветительская Освещение результатов работы школы в СМИ. Выпуск газеты "Записки из полевого дневника" о работе школы, реклама орнитологической школы Сотрудничество со СМИ, наличие страницы в социальных сетях, выпуск информационно-просветительских продуктов
Художественно-эстетическая Творческие дела: конкурс фотографий "В объективе птица" Развитие творческих способностей учащихся. Выставка работ учащихся.

Планируемые результаты

В результате работы экологической школы предполагается овладение следующими умениями и знаниями.

Обучающиеся узнают:

  • Правила техники безопасности. Правила поведения на экскурсиях в природе. Правила выполнения полевых исследований.
  • Основные понятия. Орнитология, орнитолог и орнитофауна. Бедвочер. Многообразие и систематика птиц: отряды Воробьинообразные, Гусеобразные, Аистообразные, Голубеобразные, Дятлообразные, Журавлеобразные, Курообразные, Совообразные, Удодообразные, Ястребообразные, Стрижеобразные, Соколообразные. Экологические группы птиц: птицы леса, открытых пространств, водоплавающие птицы, птицы культурных ландшафтов.
  • Основные методы исследования. Методы изучения распределения и численности певчих птиц в различных типах местообитаний, методы социологических исследований.
  • Меры по охране и защите природных ресурсов.
Читайте также:  Вакцина коглапикс

Обучающиеся научатся:

  • Правильно вести себя в природе.
  • Правильно работать с лабораторным оборудованием.
  • Вести наблюдения в природе.
  • Описывать по плану живые объекты.
  • Проводить полевые исследования.
  • Оформлять результаты исследований в виде схем, таблиц, диаграмм.
  • Сравнивать различные данные и делать выводы.

Результаты детских исследовательских работ могут быть представлены на конкурсах, фестивалях, научно-практических конференциях различных уровней.

Формами контроля теоретических знаний, практических навыков и умений учащихся являются олимпиады, игры, конкурсы, экскурсии, тестирования, а также проведение и оформление исследовательских работ.

На занятиях возможна не только индивидуальная форма работы, но и групповая и коллективная, где школьники развивают умение слушать других и отстаивать свою точку зрения. Большую часть дня ребята проводят на свежем воздухе, что позволяет укреплять их здоровье.

II. Содержательный раздел

Содержание программы

Занятие № 1.Введение

Цель: Знакомствообучающихся с содержанием и планом работы "Школы юного орнитолога".

Содержание

План работы школы. Режим работы. Правила работы с лабораторным оборудованием и техника безопасности при проведении полевых исследований и экскурсий в природе. Социологический опрос по изучению отношения людей к различным группам и видам птиц.

Ожидаемые результаты

Обучающиеся узнают:

  • Режим занятий в школе
  • Правила поведения в природе и правила выполнения полевых исследований

Обучающиеся научатся:

  • Правильно работать с полевыми биноклями.
  • Проводить социологический опрос.

Занятие № 2. Как наблюдать за птицами или как стать хорошим бердвотчером

Цель: Знакомство обучающихся с деятельность бердвотчеров — наблюдателей за птицами.

Содержание

Снаряжение бердвотчера. Птицы как объекты наблюдения. Поведение птиц. Искусство бердвотчера. Золотое правило идеального бердвотчера.

Ожидаемые результаты

Обучающиеся узнают:

  • Необходимое снаряжение бердвотчера: бинокль, определители птиц, полевой дневник, одежда.
  • Особенности птиц как объектов наблюдения.

Обучающиеся научатся:

  • Правильно проводить наблюдения за птицами.

Занятие № 3. Знакомство с систематикой и экологическими группами птиц

Цель: Знакомство обучающихся с многообразием птиц родного края.

Содержание

Многообразие птиц. Систематические группы птиц. Основные отряды птиц средней полосы России. Места обитания птиц. Приспособления птиц к местам обитания. Основные экологические группы птиц. План описания птицы.

Ожидаемые результаты

Обучающиеся узнают:

  • Признаки основных отрядов птиц и их представителей.
  • Признаки основных экологических групп птиц и их представителей.

Обучающиеся научатся:

  • Составлять характеристику птиц по предложенному плану.

Занятие № 4. Методы изучения птиц

Цель: Знакомство обучающихся с основными методами изучения птиц.

Содержание

Основные группы методик учёта птиц. Методика линейных трансектов (маршрутный учёт). Методика точечных учётов. Методика картирования территорий (площадочные учёты). Статистические методы обработки материала. Экскурсия в природу "Знакомимся с птицами".

Ожидаемые результаты

Обучающиеся узнают:

  • Методик количественного учёта птиц: маршрутного учёта, учёта на точках, учёта на постоянной площадке.
  • Общую схему организации исследования, включая подготовку к учётам, технику проведения учётов.

Обучающиеся научатся:

  • Закладывать маршруты и площадки для учётов птиц.
  • Вести записи и обрабатывать материал.

Занятие № 5. Определение птиц по внешнему виду

Цель: Знакомство обучающихся с методикой определения птиц с помощью атласа-определителя

Содержание

Признаки, необходимые для определения вида птицы: величина птицы, окраска оперения, манеры поведения, способ передвижения, особенности места обитания.

Ожидаемые результаты

Обучающиеся узнают:

  • Характерные признаки внешнего облика птиц, необходимые для определения вида.
  • Правила пользования атласом-определителем птиц

Обучающиеся научатся:

  • Определять птиц по внешнему облику
  • Пользоваться атласами-определителями птиц

Занятие № 6. Определение птиц по голосам

Цель: Знакомство обучающихся с методикой определения птиц по голосам

Содержание

Голос как элемент определения птицы. Основная песня, позыв. Виды позывов: крики тревоги, ссоры, спаривания, призыва птенцов и других особей. Виды записи пения птиц.

Ожидаемые результаты

Обучающиеся узнают:

  • Особенности звуков, издаваемых птицами, их песни и позывы.

Обучающиеся научатся:

  • Различать голоса птиц
  • Пользоваться электронным приложением голосов птиц
  • Определять виды птиц по издаваемым ими звукам

Занятие № 7-10. Изучение видового состава местной орнитофауны.

Количественный учёт птиц

Цель: Проведение полевых исследований по изучению видового и количественного состава орнитофауны разных местообитаний.

Содержание

Биотоп. Характеристика биотопа. Видовой и количественный состав орнитофауны. Доминирующий вид. Карта учёта видового и количественного состава орнитофауны.

Ожидаемые результаты

  • Обучающиеся получат данные, характеризующие видовой состав и численность певчих птиц разных местообитаний

Занятие 11. Контроль знаний и умений

Цель: Выявление уровня сформированности знаний и навыков обучающихся.

Содержание

Проведение итогового тестирования (Приложение 1). Аудиофайлы с голосами птиц подбираются для зачёта по усмотрению учителя.

Занятие 12. Подведение итогов

Цель: Подведение итогов работы "Школы юного орнитолога".

Содержание

Обсуждение достигнутых результатов. Проведение социологического опроса среди участников школы и лагеря. Вручение сертификатов.

III. Организационный раздел

Примерное тематическое планирование (Приложение 2)

Календарно-тематическое планирование учебного материала (Приложение 3)

Система условий реализации программы

Материально-технические и природные условия

"Школа юного орнитолога" работает на базе межрайонного экологического лагеря-экспедиции "Уста". Территория лагеря находится на правом берегу реки Усты. Непосредственно к территории лагеря примыкает пойменный луг и лесной массив. Это дает возможность проведения орнитологических исследований рядом с основной базой лагеря.

Для проведения полевых исследований имеются бинокли, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, планшеты. Теоретические и практические занятия проводятся в крытом помещении — "зелёном классе". Проведение таких занятий обеспечено ноутбуками, мультимедийным проектором и экраном, принтером, сканером, программными инструментами, электронными наглядными пособиями. Имеется библиотека учебной и научно-популярной литературы.

Социальные партнеры

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Тонкинская средняя школа", Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородская сельскохозяйственная академия", Нижегородское отделение Союза охраны птиц России, Государственный природный биосферный заповедник "Керженский".

Литература

1. Бакка С.В., Киселёва Н.Ю., Денисов Д.А., Одрова Л.Н. Ключевые орнитологические территории Нижегородской области. Методическое пособие. Н.Новгород, Экоцентр "Дронт", 2014.

2.Бёме Л.Б. Жизнь птиц у нас дома. — М.: "Лесная промышленность", 1987.

3. Бёме Р.Л., Кузнецов А.А. Птицы открытых и околоводных пространств. Полевой определитель. М.: "Просвещение", 1983.

4. Боголюбов А.С. Изучение численности птиц различными методами. "Экосистема", 2002.

5. Бутурлин С.А. Что и как наблюдать в жизни птиц. Издательство Московского общества испытателей природы. Москва, 1948 г.

6. Жидкин В.И. Экологический практикум: Учебное пособие. — Саранск, 2001.

7. Жердев Э.С. Пернатая радуга. Справочное пособие. М.: "Лесная промышленность", 1992.

Читайте также:  Выставочный класс кошек

8. Исследовательская деятельность школьников в экологическом лагере. Методическое пособие (авторы-составители — О.А. Некипелова, Н.Ю. Киселёва). — Н. Новгород: Поволжье, 2015.

9. Как наблюдать за птицами или как стать хорошим бедвочером. — Алматы: АСБК, 2008.

10. Мир птиц. Информационный бюллетень Союза охраны птиц России. — № 45-46, 2015.

Татьяна Николаевна Парсюк
Проект экологической направленности «Юный орнитолог»

Тип проекта: познавательно — речевой (экологической направленнос]

Срок проекта: долгосрочный

Цель проект

Формировать познавательный интерес к миру природы;

Продолжать формировать правильное поведение в природе, умение вести в соответствии с её законами;

Расширить знания детей по экологии посредством изучения жизни птиц, их разновидность, среде обитания и ближайшего их окружения через интеграцию образовательных областей, экскурсии, экспериментирование, художественное слово, игровую,а так же работу с родителями.

Интеграция образовательных областей

«Чтение художественной литературы»

Этапы проекта:

Знакомство с птицами ближайшего окружения;

Знакомство с экосистемой – зимующие, перелетные птицы;

Знакомство с экосистемой — птицы жарких стран, северных районов

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду — первом звене системы непрерывного образования

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному», к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам. Которые окружают его. И с которым он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно – правильное отношение детей к природе строится на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных существ. Такие знания в процессе обращения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе с взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия. Направленных на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

На протяжении дошкольных лет, ребенок, посещающий детский сад овладевает двумя категориями знаний.

Первая категория составляет те знания, которые он усваивает без специального обучения, в повседневной жизни, общаясь со сверстниками, в процессе игр, наблюдений. Они не редко хаотичны, бессистемны, случайны и порой искаженно отражают действительность.

Знания, относящиеся ко второй категории, могут быть усвоены только на занятиях. Усвоение систематезированых знаний развивает у ребенка умения вычленять основные стороны действительности и увязывает их целостные знания о мире.

Устойчивый познавательный интерес – признак готовности ребенка к школе.

Поэтому, я считаю, что развитие любознательности и познавательной активности у детей в настоящее время очень актуально.

Цель — формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее. Отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.

Формировать обобщенное представление о птицах как о наземно – воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе.

Уточнить представления детей о знакомых птицах. Условиях их жизни, роли человека в жизни птиц.

Дать понятие о перелетных и кочующих птицах. Закрепить названия птиц, их повадки, внешний вид.

Воспитывать у детей эмоционально – положительное отношение к птицам, развивать желание помогать им. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.

Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

По очистке поляны, отказу от сбора редких цветов, растений, озеленению детского сада, «лечению» деревьев, кустарников; подкормке птиц в холодное время года.

Умения самостоятельных наблюдений, экспериментирования, анализа фактов, сравнения, обобщения, умения отражать свои впечатления от красоты природного окружения в речи, активной познавательной и продуктивной деятельности.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

сформировано начала экологической культуры у детей;

сформировано осознано правильное отношение к объектам и явлениям природы,

экологическое мышление;

Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении

экспериментировать, анализировать, делать выводы;

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через

различные виды деятельности (речевой, игровой, познавательной,

художественно продуктивной деятельности);

Ставлю проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигаем гипотезу, которая подтверждается детьми в процессе поисковой деятельности.

При разработке плана действий по достижению цели,выясняю, что дети знают о птицах,среде обитания,пользе (мониторинг). Фиксирую результаты. «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксирую, причём независимо от того, что они могут показаться нелогичными. Здесь важно, проявить терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к ответам на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Учитываю возрастные особенности воспитанников.

Для детей младшего дошкольного возраста использую подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста предоставляю больше самостоятельности.

Решением поставленного вопроса выступают различные мероприятия: акции, чтение познавательных книг, энциклопедий, обращение к родителям, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Важно, проявить гибкость в планировании. Когда все дети выскажутся, спрашиваю: «Как нам найти ответы на вопросы?» Подчиняя свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план. Считаю, что это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем — как подготовительный этап к будущему.

Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления предлагаю решить проблемные ситуации, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играет экспериментальный уголок.

Проведение праздников: «День птиц», День Земли», «День животных», «Экологических досугов».

Презентация проекта для родителей и коллег.

Планирование на год работы проекта: «Юный орнитолог"

Ссылка на основную публикацию
Щенок дога цена
Характеристики породы Похожие породы по размеру - большие собаки в Москве цена от 5000 руб. цена от 5000 руб. цена...
Шампунь низорал для собак отзывы
Признаки заболевания Не все виды грибка опасны для собаки, многие из них относятся к категории полезной микрофлоры. Однако при ослабленном...
Шампунь от блох в квартире
Там, где есть животные, проблема избавления от паразитов всегда актуальна. Мелкие кровососы проникают вместе с одеждой, заносимые с улицы. Могут...
Щенок йоркширского терьера уход и воспитание
В настоящее время йоркширский терьер — одна из самых модных пород собак — их любят во всём мире, в том...
Adblock detector