Человек с головой кошки

Человек с головой кошки

Баст, или Бастет (егип. bȝstt ) — древнеегипетская богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия, домашнего очага и кошек, которая изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. В период ранних династий, до одомашнивания кошки, её изображали в виде львицы.

Содержание

Имя [ править | править код ]

Баст — вариант произношения имени, принимаемый большинством современных египтологов. Древнеегипетское слово «bȝstt» (‘ȝ’ — алеф) состоит из «bȝst-» и женского окончания «-t». Древние египтяне не записывали гласные звуки, поэтому слово могло звучать «Баст» или «Бастет» [1] . Возможно, имя произведено от имени «Бес» — аналогичного божества мужского пола.

Мифология [ править | править код ]

Отец её — Солнце; мать — Хатхор-Луна. Богиня небес Нут — её сестра, а Хонсу — брат.

Атрибут Баст — музыкальный инструмент систр. Часто богиню изображали в виде женщины с головой кошки, держащей в руках систр, а у её ног располагались четыре котёнка. Так олицетворялась египтянами богиня плодородия. Сын Баст — Махес.

Традиционно связывается с солнцем, плодородием и благополучными родами у женщин. Баст имеет два воплощения — женщина с кошачьей головой (добрая сущность) и львиной (агрессивная).

К концу Древнего царства в некоторых случаях Баст отождествлялась с Сехмет и Тефнут, в Новом царстве — с Мут и Хатхор. Бастет (греч. Бубастис) отождествлялась греками с Артемидой [2] [3] (реже — с Афродитой) [4] .

Культ [ править | править код ]

Богиню плодородия египтяне возвели в ранг общенационального божества. Хозяева даже сбривали брови в память об умершей кошке, а случайно переехавшего кошку возницу толпа насмерть забрасывала камнями. И даже фараоны совершали жертвоприношение в храме Бастет [5] .

Расцвет её почитания начинается со времени XXII династии (с X века до н. э.), хотя известны и более древние упоминания храма богини (начиная как минимум с Аменемхета I в XX века до н. э.), также исследователи не исключают, что поклонение самой Бастет зародилось в городе ранее II тысячелетия до н. э.

Центр культа Баст, расцвет которого относится к XXII династии (Бубастидов) X—VIII веках до н. э. — город Бубастис. Верховный жрец богини Бастет носил титул Ур-суну — «Великий врачеванием» [6] :112 .

Геродот описал святилище Баст следующими словами [7] :

Оно целиком, за исключением входа, лежит на острове. Ведь из Нила ведут два канала, до входа в святилище идущие отдельно. Они обтекают храм с обеих сторон. Каждый канал шириной в 100 футов и осенён деревьями. Преддверие же высотой в 10 оргий и украшено замечательными статуями в 6 локтей вышины. А святилище расположено посреди города, и вид на него открывается из всех частей города. Так как город этот поднят насыпью, а святилище осталось на своём прежнем месте, то поэтому оно и доступно обозрению [из города] со всех сторон. Оно ограждено стеной, украшенной рельефами, а внутри его – роща с могучими деревьями, которыми обсажено высокое храмовое здание со статуей богини. Длиной и шириной священный участок с каждой стороны в одну стадию. От входа ведёт дорога, мощённая камнем, около 3 стадий длиной, через городскую рыночную площадь на восток. Ширина её 4 плефра. По обеим сторонам дороги стоят высокие до небес деревья.

В Бубастисе существовал также некрополь мумифицированных кошек, посвящённых Баст (найден в 1887—1889 годах египтологом Э. Навиллем) [8] . Также немецкие археологи подтвердили наличие здесь кремационных печей для кошек [9] .

    Бастет в разных ипостасях

Антропоморфное изображение Баст (ок. 664–630 годы до н. э.), держащей систр (отсутствует). Метрополитен-музей

Кошка вo мнoгих мифологических традициях связывается с луной (способность изменять фoрму зрачка символизирует фазы Луны) , с идeей плодородия, плoдовитости. Кроме того, в некоторых культурах она является и солярным символом, связывается с идеей царственности.

Кошка может означать зло и силы тьмы. Плодовитось кошек, их способность видеть ночью, блестящие круглые глаза превратили их в народных повериях в загадочного зверя, которому ведомы тайные силы. Ведьмы, равно как и повитухи (в народных поверьях почти идентичны) имеют при себе черную кошку (черный цвет — символический цвет ночи, ее тайн) .

Пример амбивалентоного понимания этого символа дает египетская мифология.

"Египтяне представляли луну как кошку, — пишет Е. П. Блаватская. — Луна была созерцательницей в ночных небесах, и кошка была ее эквивалентом на земле; и, таким образом, обыкновенная кошка была принята как выражение, как естественная эмблема и живое воспроизведение луны. Солнце, взиравшее вниз в преисподнюю, во время ночи, могло также называться кошкою, как оно и было, ибо оно тоже видело во тьме. Кошка называлась по-египетски may, что означает — зрячий, от глагола may — видеть".

Читайте также:  Визоцервикальный способ осеменения коров

В "Книге мертвых" бог солнца Ра выступает как "великий кот". Рассказывается о том, что каждую ночь, когда Ра начинает плавание по подземному Нилу, змей Апоп, желая погубить его, выпивает из реки всю воду. Ра в образе рыжего кота сражается с ним и отрезает ему голову под священной сикиморой (древом жизни) города Гелиополя. Таким образом, кот здесь выступает как одна из ипостасей бога солнца Ра. Соперничество со змеей сделало кошку стала священным животным бога Солнца. Священная кошка и все ее собратья с давних пор пользовались в Египте особым почетом и уважением, для них строили специальные храмы. Люди окружали их любовью и заботой, помня о той важной услуге, которую оказывает каждую ночь кошка всем на земле.

Луна в Египте была олицетворением Баст (Бастет) — богини радости и веселья. всего, что есть нежного в женщине и матери. Баст изображалась в виде женщины с головой кошки, с систром в руке. Ее отождествляли с Мут, а также с богинями-львицами Тефнут и Сехмет (Баст иногда изображается с головой львицы) , а позже с Исидой, что обнаруживает связь образа кошки с идеей царственности.

Древние греки отождествляли Баст с Артемидой — богиней охоты, дочерью Зевса, обладающей решительным и агрессивным характером. Хтоническая необузданность Артемиды близка образу Великой матери богов — Кибеле в Малой Азии.

В римской мифологии Артемида известна как Диана, также считавшаяся олицетворением луны. Она богиня растительности, родовспомогательница. Кот является спутником Дианы, она держит его у своих ног. Диана принимает образ кошки, чтобы ускользнуть от Тифона.

Войти

Бастет, а также Женщина и кошка

Бастет, а также Женщина и кошка

В Древнем Египте существовал весьма значительный культ богини – кошки Бастет (Баст), считавшейся также олицетворением солнечного и лунного света. Богиню изображали как деву с кошачьей головой. Бастет считалась дочерью Осириса и Изиды.

Ей посвящались молитвы: «Она может даровать жизнь и силу, всё здоровье и радость сердца» или «Я кошка, мать жизни». В её честь кошкам поклонялись, их мумифицировали, рядом клали мышь, чтобы кошкам было чем развлечься и питаться в загробном мире.
Нигде кошка не почитается так, как в Египте. Сложный метафорический смысл, которым мировая мифология наделила образ этого красивого умного животного, египтяне свели к позитивным, приятным для человеческого сознания понятиям –

таким, как добро, домашний очаг, веселье, любовь, материнство, плодородие, защитные силы.

Родители Бастет — Ра и Хатор, кроме того, она считалась Оком бога Солнца. У нее есть сестра Нут, и брат Хонсу, который отвечал за изгнание злых духов. Баст замужем за Птахом (или Бесом), мать бога Махеса. Ее темным аспектом называли Пашт.

Баст почитали как богиню огня, женской красоты, молодости, радости и сексуальных обрядов. Эта богиня дарила любовь и чувственное удовольствие, помогала в занятиях музыкой и танцами. Одновременно она отвечала за домашний уют и очаг, покровительствовала деторождению и плодородию. Позднее к ее обязанностям добавили благотворительность. Среди мистиков Бастет ценили за способность защищать от злых духов и болезней, а так же за дар интуиции, которым она, как лунная богиня, могла наградить.
На жилищах врачей всегда рисовалась черная кошка — символ их профессии.

Древние египтяне любили и почитали кошек – об этом говорят многочисленные папирусы и росписи на стенах гробниц. Как и другие священные животные – например, соколы, ибисы, крокодилы, – кошки выступали посредниками между богом и людьми. Египтяне видели в кошке воплощение богини Бастет (греки называли ее Бубастис).

Древнейшие изображения кошек, которые дошли до нас из Анатолии (территория современной Турции) VI век до н.э., из Иерихона — V век до н.э., показывают несколько женщин, забавляющихся с кошками. Изображения кошек, как правило, полосатых или пятнистых, можно увидеть на рисунках из Египта и Помпеи.

Читайте также:  Уплотнение на животе у человека

Около 2,5 тысяч лет до н.э. в надписях пирамид V и VI династии фараонов встречаются символы, обозначающие кошек — это был расцвет их культа. Культ кошек был настолько велик, что продолжался более 2 тысяч лет и был отменен только в 390 г. н.э. Каждый город Древнего Египта имел свой тотем, т.е. божество-охранителя. Кошка имела несколько городов, где она почиталась превыше других богов.

Происхождение кошек. Откуда они пришли? Где их родина? Ответ на этот вопрос может быть здесь в наших воспоминаниях о прошлом.

945 год до нашей эры. Небольшая ладья плывет по спокойному Нилу. В лодке видны две фигуры в белом, они стоят рядом: зрелый мужчина, высокий, подтянутый. Одной рукой он держится за высокий нос лодки, положив вторую руку на плечо своего сына, совсем еще мальчика. Они медленно приближаются к великолепному городу.
"Отец, расскажи мне об этом городе и зачем мы и тысячи других людей плывут сюда?" — "Сын мой! Мы плывем в прекрасный город Бубастис — нашу столицу, на ежегодный праздник богини-кошки Баст. Мягкосердечная Баст известна своими чудесами врачевания. Ее почитают как веселую богиню исцеления, музыки, счастья и радости. Тысячи паломников спешат на праздник Бубастис.
Огромный храм воздвигнут в ее честь, рядом с храмом водный канал, все улицы пересекаются у этого святого места. Я научу тебя молитве: "О, Баст, луноликая, могучая целительница, возлюбленная миллионами. Ясная в храме своем, раствори двери свои предо мною, освети душу мою светом своим, проникни глубоко в дух мой, исцели все мои недуги. " Ну, вот мы и приплыли, поспешим к храму".

Мальчик глубоко потрясен необыкновенным зрелищем, открывшимся ему. Великолепный храм сверкает на солнце, все любуются его белоснежными колоннами, прекрасными деталями. По всей округе разносятся смех и радостные возгласы. С песнями и хлопаньем паломницы поднимаются к храму, тряся своими трещотками — символом плодовитости. У главного входа — статуя богини-кошки, богини, обладавшей силой Солнца и Луны, приносящей умственное здоровье.

Центр культа Баст, расцвет которого относится к XXII династии (Бубастидов) X—VIII веках до н. э. — город Бубастис.
Бубастис был одним из важнейших городов Древнего Египта. Теперь о былой пышности и великолепии этого древнего города мы можем судить только по обнаруженным археологами сохранившимся памятникам и их фрагментам.

Атрибут Баст — музыкальный инструмент систр. Часто богиню изображали в виде женщины с головой кошки, держащей в руках систр, а у её ног располагались четыре котёнка. Так олицетворялась египтянами богиня плодородия. Сын Баст — Махес. В некоторых случаях Баст отождествлялась с Мут, Тефнут, Сехмет и Хатор.

Традиционно связывается с солнцем, плодородием и благополучными родами у женщин. Баст имеет два воплощения — женщина с кошачьей головой (добрая сущность) и львиной (агрессивная). Считается, что, находясь во второй форме, Баст превращается в Сехмет — львицу, которая однажды едва не уничтожила все человечество. Её удалось усмирить лишь с помощью хитрости — по земле было разлито пиво, подкрашенное минеральными красителями в красный цвет. Львица приняла эту жидкость за кровь, напилась и уснула.

Кошки хорошо истребляли змей, а кроме того считалось, что они обладают магической силой. В летописях говорится, что бог Ра принимал облик кошки перед битвой со змеем ночи и благодаря этому волшебством задерживал лучи солнца.

К этим животным относились с трепетом, поскольку в них видели земное воплощение богини Баст. Их считали добрыми духами жилища и верили, что душа умершей хозяйки дома, вселяется в кошку. Если кошка погибала, ее хозяева и даже все их родственники в знак траура сбривали брови. Животное хоронили как фараона: бальзамировали и мумифицировали тело, клали в саркофаг, а потом помещали в специально отведенный для нее некрополь.

Мумия кошки. Louvre

Убийство кошки каралось смертью. Даже если возница переехал животное случайно, люди насмерть забрасывали его камнями.
Богиню плодородия египтяне возвели в ранг общенационального божества. Хозяева даже сбривали брови в память об умершей кошке, а случайно переехавшего кошку возницу толпа насмерть забрасывала камнями. И даже фараоны совершали жертвоприношение в храме Бастет.

Геродот сообщал о ежегодных торжествах в честь Баст, которые сопровождались плясками.

Греками Бастет отождествлялась с Артемидой, и иногда с Афродитой.

Читайте также:  Класс высшие раки

Кошки занимают большое место в изобразительных творениях.
В художественных работах использовали модную аллегорию, наделяли кошек человеческими чертами.

Женщина и кошка

Играла с кошкою своей
Она, и длился вечер целый
Прелестный в смутностях теней
Бой белой ручки с лапкой белой.

Шалила, — хитрая! — тая
Под кружевом перчаток черных
Ногтей агатовых края,
Как бритва острых и проворных.

И та хитрила с госпожой,
Вбирая коготь свой стальной, —
Но дьявол не терял нимало;

И в будуаре, где, звеня,
Воздушный смех порхал, сверкало
Четыре фосфорных огня.

Поль Верлен (Перевод Георгия Шенгели)

Femme et chatte

Elle jouait avec sa chatte,
Et c’était merveille de voir
La main blanche et la blanche patte
S’ébattre dans l’ombre du soir.

Elle cachait — la scélérate ! —
Sous ces mitaines de fil noir
Ses meurtriers ongles d’agate,
Coupants et clairs comme un rasoir.

L’autre aussi faisait la sucrée
Et rentrait sa griffe acérée,
Mais le diable n’y perdait rien.

Et dans le boudoir où, sonore,
Tintait son rire aérien,
Brillaient quatre points de phosphore.
Paul Verlaine

Спрячь когти, кошечка; сюда, ко мне на грудь,
Что лаской нежною к тебе всегда объята,
И дай моим глазам в твоих глазах тонуть,
Где слит холодный блеск металла и агата!

Когда ласкаю я то голову твою,
То спину гибкую своей рукой небрежной,
Когда, задумчивый, я светлый рой ловлю
Искр электрических, тебя касаясь нежно,

В моей душе встает знакомое виденье:
Ее бесчувственный, ее холодный взгляд
Мне в грудь вонзается, как сталь, без сожаленья,

И с головы до ног, как тонкий аромат,
Вкруг тела смуглого струя смертельный яд,
Она со мной опять, как в прежние мгновенья.

Ш.Бодлер в переводе Эллиса

Пьер Огюст Ренуар Женщина с кошкой

Парлато Джованни Женщина с кошкой

Фаттах Галла. Девушка в Лотосах

Фаттах Галла. Девушка Лето

Shenzhen,China. woman with cat

Художник Кривенченко Сергей

Ira Tsantekidou. Две кошки

ЧЕМ БОЛЬШЕ СМОТРЮ НА РАБОТЫ РАЗНЫХ ХУДОЖНИКОВ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЖЕНЩИНЫ И КОШКИ,ТЕМ БОЛЬШЕ НАХОЖУ,ЧТО ЖЕНЩИНЫ И КОШКИ ОЧЕНЬ ПОХОЖЕ ДАЖЕ ВНЕШНЕ))) ПОСМОТРИТЕ НА ИХ ЛИЦА!

Женщин и кошек объединяет единый энергетический настрой, роднящее
их шестое чувство — интуиция, тонкая эмоциональность. Испытывая влияние кошки, женщина понемногу начинает меняться сама, раскрываясь, словно цветок, а зачастую изменяет и свою жизнь. Ведь кроме всего прочего, кошка лучше любого психотерапевта или психоаналитика поможет избавиться от комплексов, раскрепоститься, стать сильнее и. в конце концов — начать новую жизнь.

Словом, кошка — это вечная загадка, которую невозможно разгадать до конца, но ведь именно загадочные женщины и привлекают испокон веку мужчин. Более того, в литературе и в жизни сложился некий опасный и привлекательный образ "женщины-кошки" — чувственной и по-кошачьи сексуальной, сильной и независимой, прекрасной и таинственной. Такие женщины всегда были особо притягательными для мужчин и оказывали существенное влияние на происходящие в мире события.

Ты как кошка ласкаться умеешь.
Ты как кошка кусаться умеешь, играться умеешь.
И как кошка нежиться умеешь.
Ты как кошка Гибка и быстра и, как кошка изящна и красива.
Ты как кошка и коготки покажешь, и на колени ляжешь.

Так происходит и сегодня. Они очаровывают и добиваются своего, проявляя лучшие черты, свойственные как женщинам, так и кошкам.

Мы наивны, синеглазки
Из романов старых лет.
Наши гладкие повязки,
Как и нас, забыл весь свет.

Мы дружны необычайно.
Дня лучи не так чисты,
Как заветных мыслей тайна.
Как лазурь, у нас мечты.

На поляны убегаем,
Лишь спадет ночная тень,
Ловим бабочек, болтаем
И смеемся целый день.

Под соломенные шляпки
К нам загару нет пути.
Платья — легонькие тряпки,
Где белей могли б найти!

Ришелье, иль де-Коссады,
Или кавалер Фоблаз
Завлекают нас в засады
Нежных слов и томных глаз.

Но напрасны их повадки,
И увидят лишь одни
Иронические складки
Наших юбочек они.

Дразнит их воображенье,
Этих всех сорвиголов,
Наше чистое презренье,
Хоть порой от милых слов

Начинает сердце биться
В обаянье тайных дум
И в предведенье — влюбиться
Не пришлось бы наобум.
Поль Верлен

Ссылка на основную публикацию
Цихлазома неоновая
Простота ухода и оригинальность внешнего вида привлекают внимание множество аквариумистов к небольшой рыбке неон блю. Она является представителем семейства цихловых....
Хламидиоз у кошек лечение препараты
Хламидиоз у кошек и котов – это высококонтагиозное (очень заразное) заболевание, которое характеризуется вялостью, апатией, скованностью движений, воспалением слизистой век...
Хлориды в морской воде
Морска́я вода́ — вода морей и океанов. Солёность Мирового океана составляет в среднем 3,47 % (34,7 ‰), с колебаниями от...
Цихлиды аквариумные рыбки фото с названием содержание
Отряд: Окунеобразные (Perciformes) Подотряд: Окуневидные Семейство: Цихлиды или Цихловые (Cichlidae) Цихлиды - достаточно большое семейство, которое объединяет несколько десятков родов...
Adblock detector